Главная » 2015 » Январь » 15 » Выступления на сцене
15:58
Выступления на сцене

в помощь начинающим косплеерам

Начнём с самого простого вопроса: для чего человек выходит на сцену? Как правило, чтобы показать себя, свои таланты, свои сильные стороны… и получить удовлетворение от процесса самореализации. Этот вопрос действительно простой, а вот следующий сложнее: КОМУ он хочет все это показать? Казалось бы, ответ очевиден – зрителям. Сидящим в зале или за судейским столом, но – зрителям.

Но почему-то далеко не все задумываются о том, как они, зрители, видят ваше выступление, как его воспринимают и как оценивают. «Я так вижу! Это полёт моей творческой мысли!» – уверенно заявляют некоторые выступающие. А ведь, скажем, актёрам отлично известно, что успех выступления зависит от того, насколько выступление совпало с ожиданиями зрителей. Поэтому сегодня мы бы хотели поговорить как раз об этом: как подать себя на сцене, чтобы они – зрители – оценили.

Видов сценических выступлений может быть много, поэтому мы остановимся лишь на тех, что актуальны для большинства наших читателей. Если говорить о фестивалях, то чаще всего на сцену выходят с дефиле и сценками. Дефиле – песня отдельная, на кучу куплетов с припевами и рефренами, поэтому не всё сразу. Сегодня речь у нас пойдёт о сценках.

Чаще всего на сцене приходится видеть три типа сценок: игровые, боевые и танцевальные. Начнём с боевых.

Боевая (трюковая) сценка – это ПОСТАНОВОЧНЫЙ поединок с театральным оружием или без. В такой сценке, как правило, сюжет если и присутствует, то он минимален, ибо зритель, поглощённый звоном оружия и трюками актёров, и без того не заскучает – некогда. Примеры таких сюжетов:  погоня, состязание, спасение, захват предмета, персонажа или территории. Собственно, всё.

Что должно быть характерно для боевой сценки? Зрелищность и безопасность.

Зрелищность может достигаться за счёт оружия (стаффа), костюмов, размашистых боевых приёмов и спортивных трюков – простор для фантазии велик!

Тут, пожалуй, стоит сказать только о том, что даже если у вас в команде есть профессиональный спортсмен, который может продемонстрировать свои спортивные умения, лучше предпочесть сложным приемам и трюкам более простые, но эффектные. Скажем, боевую скорость и точность атак спортивного фехтовальщика на шпагах зритель не оценит – он попросту не увидит того, что видят фехтовальщики. Поэтому – скорость помедленнее, а движения поамплитуднее, вот тогда вам будут аплодировать. Может, вы и отжимаетесь от пола сто раз, но если вы вместо демонстрации этого сделаете сальто назад – вот тут вас оценят! Может, вы и сумеете сыграть на скрипке всего Бетховена, но зритель уснет; а вот если вы, играя что-то простенькое, при этом сядете на шпагат или сделаете колесо – успех вам обеспечен! Итак, эффектное, а не профессиональное – это первое правило зрелищности.

Безопасность в таких сценках, на взгляд организаторов, куда важнее всего прочего. Сценка должна быть безопасна для вас и ваших зрителей. Если вы прописываете в сценарии, что один актёр кидает в другого стул, будьте готовы к тому, что вашу сценку отклонят: возможно, организаторам просто по-человечески жаль актёра – а то и зрителя, в которого может прилететь стул, запущенный с азартом. В конце концов, «скорую»-то вызывать им, организаторам...

Поэтому самое главное, о чем нужно помнить: любой поединок должен быть а) постановочным и б) отрепетированным до автоматизма! Никаких «а тут мы типа дерёмся, и там поглядим...»

Ещё нужно помнить о том, что на сцене даже опытные выступающие, как правило, испытывают мандраж и волнение, поэтому если на репетициях и работали мечом аккуратно, то в запале выступления многие начинают лупить по коллегам от души. Поэтому верный способ избежать травм и выступить эффектно и безопасно – это репетиции и ещё раз репетиции! И ещё кое-какие мелочи вроде того, что все ваши удары должны идти так, чтобы даже если ваш «противник» замешкается или растеряется, а вы не успеете остановить замах, оружие всё равно прошло так, чтобы не задеть партнёра.

Ещё важный момент постановок с оружием: тренировки должны идти на том же оружии, которое будет использовано в выступлении. Нельзя тренироваться на деревяшках, а на сцену выйти с «сувенирными» катанами: рука привыкает к одному весу и инерции, а вы ей подсовываете другие.

Результат: в худшем случае травма, в лучшем – смазанное кривое выступление. Вся эффектность к чёрту.

Итак, ещё раз, тезисно – боевые постановки это:

- зрелищность

- безопасность

- отрепетированность


Следующий тип сценок – танцевальные.  Какие здесь встречаются основные ошибки?

Во-первых, невысокая зрелищность – как ни странно. Вроде бы, казалось – танцы! Ан нет. Даже самые сложные элементы могут быть скучны и неинтересны. Скажем, стэп или ирландские танцы – виртуозная работа ногами видна только с первых рядов, остальные видят малоподвижный корпус с ритмично повторяющимися движениями. Смотреть на такое с интересом можно примерно секунд пятнадцать, дальше – скучно. Поэтому здесь желательно отдавать предпочтение опять же не столько технически сложным движениям, сколько эффектным, причем которые видно не только с первого ряда. Во многих танцах используются повторяющиеся связки – и это нормально, когда обусловлено построением танца и смысловым наполнением музыки: скажем, повторение связки под припев – это понятно и логично. Но не стоит всё же весь танец представлять как три чередующихся движения с разных ракурсов – поверьте, это заметно.

Вторая ошибка – затянутость. Идеальный танец, как показывает практика – до полутора минут одиночный и до двух – групповой. Это не означает, что не надо делать более длинные танцы – почему же, хороший сюжетный танец может заставить зрителя неотрывно следить за событиями на сцене и пять, и семь минут! Но если вы не профессионал… и если танец у вас не содержит особой сюжетной линии (а он запросто может её не содержать, это отнюдь не является необходимым), то лучше ограничиться полутора-двумя минутами – тогда зрители не успеют заскучать.

Третья ошибка – отсутствие костюмов. Когда танец на сцене выглядит, как простая тренировка – согласитесь, его эффектность теряется весьма значительно. Поэтому – костюмы или их элементы, или атрибуты и аксессуары – хоть что-то, показывающее общность выступающих (или определяющее какие-то акценты танца) обязательно должно присутствовать.

И самая распространенная ошибка – снова неотрепетированность.

И дело не только в несинхронности движений, которые должны быть по замыслу синхронными. Дело ещё в том же самом волнении, которое заставляет теряться, путаться и забывать движения… если они, конечно, не отрепетированы до автоматизма. И ещё кстати: репетируя танец, желательно прогонять его с теми же эмоциями, которые должны быть на лицах танцоров во время выступления. Улыбка, грусть, ярость – всё, что нужно по сценарию танца, репетируется так же, как и движения. Тогда как бы вы ни волновались, но тело само без запинки выдаст ВСЕ отрепетированные элементы – от балансе до улыбки. А задорные улыбки танцоров создают куда более позитивное впечатление, чем сосредоточенные лица с выражением «какое там следующее движение?!»

Ещё один момент: условная классификация танцевальных сценок по… скажем так, элементам зрелищности. Сценки могут базироваться на синхроне – не очень сложных движениях, однако выполняемых группой танцоров чётко и с одинаковым ритмом, амплитудой и прочими составляющими. Второй вариант – танцы, основанные на солировании одного или нескольких участников – здесь синхрона как такового нет, танец строится на сочетании индивидуальных фрагментов танца. С одной стороны, это проще в плане репетиций, с другой – сложнее в плане построения общего рисунка танца. Третий вариант – танец, основанный на сюжете. Сюжет здесь, как и в боевой постановке, как правило, простой и незамысловатый – учитывая, что вербальные средства коммуникации отсутствуют. Такие танцы-сценки могут быть как шуточные, так и серьёзные, лирические, и здесь действует общее правило сценок: серьёзные должны быть более эффектными и продуманными, в них не допускается та небрежность, какая может быть простительна в шуточных… зато и эмоциональное воздействие красивой лирической танцевальной сценки на зрителя куда сильнее.

Итак, подытожим основные моменты, на которые надо обратить внимание при подготовке танцевальной сценки:

- зрелищность

- регламент

- костюмы

- отрепетрованность


И, пожалуй, самое сложное – игровая сценка.
Итак… сделать хорошую игровую сценку очень непросто, я думаю, все здесь присутствующие с этим столкнулись на своей шкуре. Как сделать ХОРОШУЮ сценку – рецепта, увы, нет. Зато есть рецепты, как НЕ сделать плохую, а это уже отправная точка.

Итак, начнём с самого начала – со сценария. Самое первое, что нужно помнить: у сценария должна быть ИДЕЯ. То есть вы должны четко сказать, о чём ваша будущая сценка. О любви. О предательстве. О ревности. О том, как не надо писать сценки. О том, как найти настоящих друзей. Если вы можете сказать о своей задумке что-то подобное – вы на верном пути.

Где найти идею – вопрос сложный. Периодически в Интернете поднимаются холивары по поводу плагиата идей… при этом люди забывают о том, что материал, переделанный на 70 процентов, плагиатом не считается. А в 30 процентов идея вполне может входить, не правда ли? К тому же, заимствовать идею – это одно, а суметь её обыграть – совсем другое. Возьмите КВН: на одну идею домашнего задания команды выдают абсолютно разные номера. Нет, я не призываю сразу идти и брать чужие идеи. Но если вы обнаружили, что ваша идея вдруг совпала с идеей сценки на другом фестивале – огорчаться не стоит, и тем более не стоит выступать с обвинениями кого-то в плагиате. Кстати, есть ещё такое понятие, как ноосфера – пока не особо научное, но, вполне возможно, существующее…

Итак, будем считать, что идею вы нашли. Дальше идёт, собственно, работа над сценарием. Как над ним работать – точных рекомендаций нет, хотя по опыту можно сказать, что над серьёзными сценками лучше работать одному автору, а над шуточными, стёбными – толпой. Хотя всегда могут быть исключения.

Чего НЕ должно быть в сценке? Совершенно недопустимы оскорбления кого бы то ни было – отдельных личностей, коллективов, певцов или актёров, национальностей и стран, и тем более религий. Пошлость, нецензурщина, юмор в стиле «гэгов», юмор, основанный на употреблении наркотиков или алкоголя – это признаки невысокого уровня сценки. Исключения – если сценка готовится, скажем, на узкую аудиторию – к примеру, на пати «18+» – вот тут пожалуйста, можно посоревноваться в пошлости и нецензурщине, это будет в тему.

Далее – то, о чём говорится часто и много. Сценка не должна быть узкофандомной (исключение, опять же, тематические сборища). Ваша сценка должна быть понятна и тем, кто не смотрел этот сериал, этот фильм и это аниме. Если же действие происходит вокруг какого-то фандомного момента (скажем, противостояния определённых персонажей), то этот момент неплохо было бы озвучить и пояснить для тех, кто не в теме.

Следующий момент, который надо учитывать при работе над сценарием – участники сценки. Не нужно впихивать в сценку всех желающих! Каждый персонаж должен быть обоснован, и если его можно выкинуть – а смысл сценки не изменится – его надо выкидывать. Кстати, это касается не только участников, но и самого сценария. Если оттуда можно выкинуть кусок, а смысл не изменится – надо его выкинуть. Краткость – сестра таланта, для сценок это особенно верно. Понятно, что порой все участники косбэнда или клуба хотят выйти на сцену. Но если идея сценки этого не учитывает, то лучше от такого воздержаться. В конце концов, кто мешает сделать ещё и простую танцевальную сценку, основанную на синхроне, и выпустить на сцену всех желающих?

Ну, предположим, сценарий вы написали. Дальше идёт озвучивание и монтаж фонограммы. Говорят, на некоторых фестивалях орги не приветствуют фонограммы, но во многих случаях фонограмма все же куда удобнее микрофона. Не надо тянуть за собой шнуры, никто не запнётся посреди сценки… да и набрать микрофонов на нескольких участников не всегда получается, плюс минимальный экшен сразу же делает микрофоны досадной помехой. Поэтому наш выбор – фонограмма! У большинства косплееров нет возможности записать фонограмму в профессиональной студии, да это и не обязательно. В конце концов, иногда достаточно микрофона от веб-камеры, диктофона, а то и просто сотового с его современными сложносочинёнными функциями. Главное – потренироваться в записи на выбранный агрегат, опытным путём определяя, к примеру, нужное расстояние от микрофона до актера.

Какие недостатки фонограммы отмечаются чаще всего? Конечно, если оставить в покое технические моменты вроде чистоты звучания и отсутствия посторонних шумов. Самое первое – невыразительность актеров. Порой актёр с абсолютно одинаковыми интонациями и признается в любви и грозит смертью – это, конечно же, совершенно недопустимо, не на уроке литературы задание отвечаете!  Постарайтесь добиться от актеров максимально выразительной записи – а для, этого, возможно, понадобится не один дубль. И если понадобится не один – делайте не один, не экономьте на качестве фонограммы: от этого во многом зависит успех сценки.

Еще одна ошибка – плохая дикция. Если ваш актёр глотает звуки, причмокивает, торопится, шепелявит… сделайте те же стопицот дублей, но добейтесь нужного вам эффекта. А если уж всё совсем плохо, никто не мешает взять на озвучку другого «сейю» – в конце концов, если один актер отлично озвучит, а другой отлично сыграет – сценка от этого только выиграет. В аниме же прокатывает.

Далее, когда вы собираете фонограмму, не забывайте о передвижениях актёров по сцене. Оставляйте им время прийти, уйти и так далее с учётом величины сцены. Работая с фонограммой, держите в голове общую постановку, отчётливо представляя, где находится актёр в данный момент, как он движется и куда пойдёт потом. Если уход с вашей сценки предполагает музыку (а это, как правило, весьма красиво и эффектно) – не забудьте оставить запас этой музыки.

Лучше пусть организаторы аккуратно выключат ваш трек после того, как вы уйдёте со сцены, чем музыка внезапно оборвётся, когда вы будете торопиться за кулисы. Ну и, конечно же, собрав черновой вариант фонограммы, прогоните его на репетиции, прогоните с карандашом в руке и, если нужно, подчистите западающие моменты. Подчистили, прогнали ещё раз – и, если всё ОК, отправляйте фонограмму организаторам. И желательно не в последний момент, чтобы у организаторов было время проверить вашу фонограмму (скажем, на уровень громкости на той аппаратуре, что есть у них) и, если нужно, подкорректировать технические моменты вместе с вами.

А теперь то, что касается собственно постановки. Итак, какими качествами должна обладать хорошая сценка?

Основное качество, конечно же, снова зрелищность – ведь мы договорились, что впечатление надо произвести на зрителей, а не на себя любимых. Всё происходящее на сцене должно держать зрителей в напряжении или ожидании, им должно быть любопытно – что дальше? Впрочем, это больше относится к сценарию. А что касается постановки…

Мы договорились, что рассуждаем о том, чего делать НЕ надо, поэтому первое – не надо стоять на сцене столбом. Или сидеть. Или лежать. Короче, нельзя быть неподвижным в течение всей сценки. Особенно если вас на сцене несколько человек… и все сидят… и вся сценка – один сплошной диалог… да если ещё и выразительность фонограммы подкачала… зрители уснут на второй минуте. Ну может и не уснут, но интерес потеряют определённо.

Хотя впадать в другую крайность и носиться без причины по сцене как вертолёт тоже не стоит: это создаёт ощущение бестолковости и непродуманности происходящего на сцене.

Поэтому желательно продумать перемещения актёров на сцене так, чтобы они не загораживали друг друга и не вносили сумятицы в сценку. Что касается жестикуляции актёров – она должна быть. Причем не мелкая, а достаточно размашистая, чтобы её было видно не только с первых рядов. И ещё: двигаться и жестикулировать по возможности должен тот актёр, который разговаривает в данный момент – это позволит зрителям сориентироваться в происходящем.

Пару слов о спецэффектах. Они не должны доставлять неудобство зрителям, организаторам или другим выступающим. Скажем, если вы по сценарию радостно расплескаете воду на сцене, а следом за вами выйдет танцевальный коллектив, то его участники, поскользнувшись в оставленной вами луже, помянут вас весьма неласково. Если вы внезапно решите использовать на сцене пиротехнику – у организаторов могут быть неприятности. И отнюдь не каждый зритель будет счастлив, если выступающие обсыплют его сахарной пудрой или обольют мыльными пузырями. Поэтому ищите разумный баланс между спецэффектами и правилами хорошего тона для выступающих.

Ну и последний, как показывает практика, очень больной вопрос многих коллективов – репетиции. Казалось бы – зачем? Сценарий помним, фонограмма готова – как-нибудь тусуйся на сцене да рот открывай приблизительно вовремя. При таком подходе вся предыдущая работа частенько идёт насмарку.

«Мы только вот за пять минут до выступления в первый раз за углом сценку прогнали!» – радостно хвастаются такие коллективы. «Оно и видно!» – как правило, молчат вежливые организаторы.

В результате неотрепетированности стройное по замыслу действие часто превращается в неведомую суету под не ту фонограмму – такое ощущение вызывает сценка со стороны зрителя. Актёры радуются сами себе, чего-то там бегают, загораживая друг друга и периодически падая на зрителей, время от времени почему-то начинают нестройно танцевать, не дай бог петь или ещё более нестройно драться… «Что за?!..» – думает зритель. И только радостно аплодируют и визжат друзья коллектива – ну они друзья, им положено! – или фанаты фандома – им тоже наплевать, главное, что на сцене их любимые персонажи.

Поэтому ещё раз – не надо забывать о репетициях! Да, если сценка не особо сложная по постановке, то репетиций будет меньше чем, скажем, в танцевальной или боевой постановке, но – не одна! И не две всё-таки. Сколько?.. Пока актёры не будут выходить точно когда надо, вставать где нужно и уходить как полагается без напоминаний режиссёра.

И напоследок – один момент. Даже очень хороший коллектив не может делать перфектной КАЖДУЮ сценку. У всех есть удачные и неудачные выступления. Но статистика на стороне упорных! Чем больше сценок вы ставите, тем больше шансов, что какие-то из них станут поистине перфектными, приводя в восторг зрителей не на одном фестивале.

Спасибо за внимание, успехов вам и понимающего зрителя!

Просмотров: 1204 | Добавил: Инари | Теги: конференция | Рейтинг: 1.0/1