Главная » 2012 » Январь » 18 » Конкурсы: организация и участие
22:04
Конкурсы: организация и участие
4-я зимняя конференция творческих коллективов города и области

/лекционный материал/

К конкурсам имеют отношение все наши коллеги – если не как организаторы, то как участники наверняка. Причем, речь идет о конкурсах самого разнообразного уровня и различной направленности. И – так как сегодня здесь собрались представители нашей самой творческой и активной молодежи – думаю, что не ошибусь, если скажу, что в роли организаторов были или будут все  участники сегодняшней конференции. Поэтому сегодня мы поговорим о том, о чем нужно задуматься, прежде чем вывешивать объявление о том или ином конкурсе.

Итак… вы или ваш клуб/косбенд/коллектив решили устроить конкурс. Может быть даже не клон многих подобных конкурсов, а нечто свое, уникальное и неповторимое!

1. Цель конкурса.

Определитесь – для чего вы проводите конкурс? Не решив и четко не проговорив этого момента, не двигайтесь дальше, потому что всё в организации должно быть подчинено цели – только тогда мероприятие будет цельное, логичное… и только тогда вы сможете показать свое мастерство во всей красе.

Итак, цель. Какова обычно цель конкурса? Цель «выпендриться как крутой клуб» мы во внимание не берем, потому что она хоть и славная, но слишком общая, а для правильной работы нужна конкретная, четко сформулированная цель.

Какие могут быть цели конкурса?

·     Выявить лучшего в той или иной области. Цель очевидная, явная, часто встречающаяся … и простая. Имеет полное право на существование. Правда есть еще нюансы вроде следующих за этим вопросов «Выявили – и что?!», вариант -  «Выявили – для чего?». Но это уже другая история.

·     Стимулировать деятельность творческих коллективов в той или иной области. Более сложная цель, так как требует более тонких механизмов осуществления. Встречается, кстати, не так уж редко.

·     Показать достижения различных творческих коллективов. Нечто среднее между первой и второй целью, следовательно, и сложность у неё где-то посередине.

·     Помочь и поддержать начинающих участников. Отдельная цель для отдельных конкурсов.

Могут быть и различные варианты, но самое главное – четко определиться с целью. Сразу хочу предостеречь от излишнего «облагораживания» целей. Кто спорит, цель «поддержать и развить аниме-движение» звучит куда как красивее и благороднее, чем «выяснить, кто самый лучший». Но это абсолютно не означает, что ВСЕ мероприятия должны поддерживать и развивать начинающих. Конкурсы должны быть и для профессионалов – и тут уже цель всё же в определении лучшего. Так что… решайте исходя из вашего желания и целевой аудитории.

2. Целевая аудитория

Для кого вы проводите конкурс? Для мастеров своего дела? Для начинающих? Для школьников или для студентов? Для анимешников-японистов или просто творческих личностей? Возможно, целевую аудиторию следует определять ДО постановки цели, возможно – после или вместе с постановкой цели. Самое главное, чтобы у вас в голове (а лучше и на бумаге… хотя бы на салфетке) было четко определено – кто может участвовать в вашем конкурсе. И уже после того, как это стало ясно, вы беретесь за поиск жюри.

3. Жюри

«А судьи кто?!» - порой вопрошают конкурсанты – и не зря вопрошают, между прочим. При выборе жюри встает ряд вопросов. Первое и самое главное – компетентность вашего жюри. Причем, особо подчеркну – компетентность в ДАННОМ вопросе. Почему особо… И тут лирическое отступление.

Как-то мне довелось быть членом судейской коллегии в городском конкурсе компьютерной графики. Я не особо шикарно рисую, но умею работать в художественных программах вроде «фотошопа», «канваса» и, конечно, «пайнта». Узнав, что кроме меня в жюри педагоги художественных школ и даже заслуженный художник России, я малость смутился, и спросил у организаторов, зачем им я-то нужен с такими кадрами. Ответ «Они не разбираются в компьютерах» меня не убедил, но как человек вежливый и местами даже толерантный, я пошел участвовать в оценке работ. И тут оказалось, что организаторы были ох как правы, пригласив того, кто разбирается в программах и видит трудоемкость работ. Ибо заслуженный художник России чуть не отдал первое место листу А4, сплошняком закрашенному одной фотошопской кисточкой «кленовые листочки». Пришлось объяснять, что на такую работу человек потратил от силы минуту…. А вот на изображение персонажа в «пайнте» - несколько часов сложной кропотливой работы. С тех пор вопрос компетентности жюри в условиях конкретного конкурса для меня безусловно приоритетен.

Итак компетентность. Вроде бы вполне естественно, что оценивать конкурс видеоклипов должен тот, кто сам собрал хотя бы больше трех клипов за свою жизнь, а конкурс косплейных работ – тот, кто сам участвовал (или участвует) в данной деятельности. К сожалению, это не всегда возможно, но стремиться к этому всё же нужно, трезво оценивая свои силы. Скажем, лично я не возьмусь оценивать конкурс вязаной игрушки, потому что хоть и люблю игрушки, но абсолютно ничего не понимаю в вязании. Правда, меня еще никогда не звали оценивать такой конкурс… но позовут – придется отказаться.

Порой творческие коллективы просто вынуждены приглашать в жюри «взрослых» и «цивилов», которые не разбираются в особенностях данного вида деятельности. Кто не видел на аниме-мероприятиях в жюри руководителей Дворцов Пионеров или представителей администрации? Результатом зачастую становится весьма странный для участников выбор жюри плюс недовольные его же – жюри – комментарии к происходящему, скажем, на сцене. Что делать? Не пускать их? Ну сумимасен, а как же та самая субординация, без которой, увы, никак? На самом деле есть простой выход – заранее познакомить членов жюри с особенностями аудитории и самого мероприятия. Рассказать о неформальной, но ужасно творческой молодежи (ну правда же!), о том, что ребята пока как умеют – но научатся же, если их поддерживать (опять же правда!)… и обязательно показать примеры того, что жюри может увидеть на мероприятии. Чтобы, к примеру, пришедшее на аниме-фестиваль жюри не было шокировано яркими и странными костюмами участников и непонятными словами… Ну а вы как думали? Чтобы не было недоразумений, надо объяснить жюри, что «охаё!» - это приветствие, «сумимасен» - извинение, а Сенбонзакура Кагейоши и Сейширо Сакураздукамори – не заклинания вызова демона, а нормальные моменты (или личности) японской анимации. Вот тогда жюри не будет шокировано, и наверняка даже получит удовольствие от мероприятия. И участники не будут ворчать из-за некомпетентности вашего жюри.

Впрочем, нужно отметить, что понятие компетентности весьма относительно, и зависит к тому же от критериев оценки.

4. Критерии

Критерии, по которым будет оцениваться конкурс, должны быть определены четко и безоговорочно, причем так, чтобы организаторы могли запросто объяснить критерии тому, кто о них спросит. Критерии должны быть указаны в положении о конкурсе, чтобы на них можно было указать в ответ на вопрос о том, почему та или иная работа получила/не получила приз. Какие могут быть критерии и как с ними работать?

Самый простой критерий – «нравится-не нравится». Между прочим, вполне себе нормальный критерий… Тут сразу и честно предупреждается, что всё будет оцениваться на вкус и цвет фломастеров организаторов, и этим сразу отсекаются все дальнейшие вопросы. Еще раз повторяю – предупреждается. Тогда вы можете честно сказать – вас предупредили; раз участвуете – значит доверяете вкусу организаторов.

Если ваши с организаторами фломастеры на вкус и цвет СИЛЬНО разные… ну упс. Не участвуйте, всё равно не угадаете, что им понравится.

Положа руку на сердце, для самих организаторов критерий «нравится-не нравится» прост только в том случае, если работы на конкурсе явно разного уровня. Если уровень примерно равный – этот критерий работать перестает. И  то нравится, и это, и вон то вроде тоже ничего… Как быть в таком случае? Очень просто – берется ряд критериев. И не просто берется, а укладывается в так называемый «оценочный лист» с указанием баллов, которые жюри может присвоить по каждому критерию. Названия критериев нужно указывать так, чтобы жюри не ломало голову, что они означают. На последнем региональном конкурсе, где мне доводилось быть в составе судейской коллегии, наше жюри долго и уныло смотрело на одну колонку в оценочном листе, после чего плюнуло и договорилось, по какому принципу будет ставить баллы в эту колонку.  Идеальный вариант, кстати – разрабатывать оценочный лист вместе с жюри.

В зависимости от конкурса, в оценочном листе могут быть такие критерии как «аккуратность», «техника», «вхарактерность», «точность костюма», «композиция». «постановка» и т.п. В принципе, фантазия не ограничена.

Кстати для тренировки предлагаю сейчас наскоро и с места назвать ряд критериев для конкурса фотокосплея… фанарта… танцевальных видеоклипов…

На конкурс одной и той же тематики у разных организаторов набор критериев может быть разным. От чего это зависит? Конечно, от цели. Если цель конкурса косплея – выбрать лучшего в изготовлении костюма, то среди критериев могут быть такие как «аккуратность», «соответствие костюму персонажа»; а если цель – определить лучшего в создании образа персонажа, то критерии будут другие, скажем «вхарактерность», «внешнее сходство»… и т.п.  Если цель – выявить самый дорогой костюм, то в критерии можно вписывать «стоимость ткани», «натуральность парика» и «пошив в ателье». При этом, заметим, костюм и косплеер будут одни и те же. Так что, еще раз – определяя критерии, не забывайте про свою цель.

И последнее, что хотелось бы сказать про оценочный лист – не надо ставить в нем пятибалльную систему оценки. Понимаю, что школьная память неистребима, но практика показывает, что эта система сложна для оценочной работы. Вполне неплохо идет двухбалльная система (0 – нет проявления критерия, 1 – критерий присутствует). К примеру по критерию «обработка фотографии». Все просто –  либо обработка есть, либо нет. Зачем лишние баллы и лишний повод поломать голову? Трехбалльная система тоже неплоха для большинства критериев. То есть 0 – критерий не выражен, 1 – ну…присутствует, 2 – сделано просто шикарно. Порой, правда, есть нечто, что не укладывается в рамки четких критериев, выражаясь упрямым «а мне все равно нравится». Вот и славно – для этого в оценочном листе делается колонка «баллы от жюри», где жюри может поставить 1-2 балла тем, кому хочет. Именно что – понравилось. Общее впечатление вот поразило в самое сердце!

Дальнейшая работа с оценочными листами заключается в суммировании баллов и общем заседании судейской коллегии с определением выявленных победителей. Желательно это сделать дружно всей судейской коллегией. Перепроверив математические данные друг друга – не надо подозревать никого в злом умысле, но все мы люди, все могут ошибиться.

Хочу сказать, что устоявшаяся система оценочных листов появляется не с первого раза. Порой нужно несколько конкурсов, чтобы правильно подобрать количество критериев, баллов на критерий и количество членов жюри.  Я думаю, не стоит напоминать о том, что один человек, как бы гениален он ни был, не может представлять целую судейскую коллегию? Или стоит? Ну для галочки напоминаю – судейская коллегия – это желательно нечетное количество человек (больше единицы, если что). Нечетное – чтобы возникшие разногласия при равном количестве баллов жюри могло решить простым голосованием.

И еще один момент – участие в конкурсе самих организаторов. Обычно это решается просто – если жюри своё, а покрасоваться хочется/требуется – работы от организаторов идут вне конкурса. Если жюри со стороны – организаторы могут участвовать на здоровье на общих основаниях.

5. Работа судейской коллегии

Если речь идет об Интернет-конкурсах, тут особо говорить нечего. Хотя… Скажем на всякий случай. Если у жюри есть возможность собраться вместе (хотя бы в чате) – они могут это сделать. Но необязательно. Но могут. Самое главное – оценочные листы всем членам жюри раздаются (высылаются) в одно время и собираются тоже. Не «этому завтра, а тому через неделю». И председатель судейской коллегии уведомляет остальных её членов о том, что вышло по итогам работы. Желательно. Деловой этикет и всё такое.

Если жюри вынуждено работать во время мероприятия, здесь нужно все продумать так, чтобы и им обеспечить комфортную работу, и не заставить скучать зрителей. Ибо ждать полчаса-час, пока жюри разберется с оценками и подпишет дипломы – тяжкое испытание к концу, скажем, фестивального дня. Решается все как правило парой номеров (или целым их блоком), оценивать которые жюри не нужно – скажем, напоследок идут внеконкурсные номера или работы, или развлекательные танцы-постановки, или игры со зрителями. Во время того, как зрители развлекаются и получают удовольствие, жюри трудолюбиво заполняет оценочные листы и подписывает дипломы. Нет громоздких пауз, не сбивается динамика мероприятия, все довольны, всем хорошо, особенно победителям. Именно поэтому, кстати, в большинстве случаев куда удобнее подавать выступления блоками – блок дефиле, блок караоке… Конечно, в том случае если много выступающих, или если жюри сложно ориентироваться в них по другой причине (скажем, выступающих-то караокеров всего пять, но жюри в караоке ничего не смыслит, поэтому им проще оценить идущих друг за другом певцов – хотя бы по сравнению друг с другом – чем выставлять баллы по отдельности). С другой стороны, иногда «разбавлять» один вид представления другим выгоднее с точки зрения удержания внимания зрителей. Так что здесь уже в каждом случае решают организаторы.

6. Награждение

Ну раз мы говорим о конкурсах, стоит сказать и о награждении. Я не буду говорить о призах, призы – дело организаторов. Не буду говорить за всех, но думаю, что выскажу мнение многих, что приз имеет значение прежде всего как _показатель_ победы. Поэтому важно скорее не его финансовое выражение (тем более, что футболки-значки-диски  и прочая анимешная атрибутика уже не является столь редкой, и каждый может найти себе то, что ему по вкусу), сколько символическое. Поэтому вымпелы, дипломы и памятные сувениры по-прежнему актуальны. Скажем, не могу не отметить призы от клуба Под Этим, которые получали победители на их фестивале – сувенир-символ фестиваля – это отличная памятная статуэтка, напоминающая о победе и – важно для оргов! – о ИХ мероприятии. Ибо я вот черта с два припомню, за что и когда и где получил аниме-подвеску, а вот откуда в клубе этот осьминог – думаю, вопросов не возникнет. Опять же финансовая сторона. Понятно, что если мероприятие платное, и участники платят оргвзнос – тут ясно, на какие деньги искать призы. Если же нет… Всегда остаются дипломы. Благо, люди с фантазией и умением работать в графических редакторах есть в любой команде. Кстати, если клуб/косбенд/команда работает под патронажем официальной бюджетной организации (Дом творчества, Дворец культуры, молодежный центр…), то вполне можно подписать дипломы у начальства. Они сразу начинают иметь больший вес для «портфолио»… и, как правило, начальству приятно – оно поспособствовало благому делу поддержки талантливой молодежи. Всем хорошо, все довольны.

Ну, про спонсоров – отдельный разговор. Приходят, спонсируют… за что мы им благодарны. И кстати, спонсорам всегда можно предложить учредить свой приз – «от спонсоров», который они могут дать на мероприятии кому угодно и за что угодно. Мы предлагали в прошлый раз, я помню… правда, спонсоры чего-то отказались.

Итак, чем награждать, упомянули. Теперь – как награждать.

Желательно – с помпой и при народе. Если при народе не получается, то хотя бы с помпой. Что касается интернет-конкурсов – желательно вывесить итоги на всех ресурсах, где шло освещение конкурса. Увы, мы, к примеру, периодически забываем в интернете объявить результаты конкурса фотокосплея и фанарта. Либо на одном ресурсе объявляем, но о втором забываем. Ну…  бывает, но мы исправляемся! В оправдание могу наябедничать, что не мы одни этим грешим ;Ъ Хотя это легко объясняется – ДО мероприятия результаты не вывешиваются, чтобы сохранить интригу, а после – сперва у оргов нет сил, потом всё забывается в текущих хлопотах. Потому что в мозгу стоит галочка «фест/конкурс завершен».

Так что – всё понятно, но… надо стараться доводить дело до конца. Кстати, напоминаю – отличный выход – назначать ответственного за конкурс, вменяя ему в обязанности в том числе выкладывание результатов.

Еще пару слов о самой церемонии награждения. Что на ней НАДО делать – все, в принципе, в курсе, видели/участвовали не раз. Поэтому остановимся немного на том, чего НЕ надо делать.

Не надо раздавать призы с видом, словно вы делаете народу одолжение. Интонации – великая вещь, народ их воспринимает районом хвоста, даже не включая мозги. Ведущие ВСЕГДА, особенно на награждении, должны быть позитивны и исполнены восторга по отношению к конкурсантам. Драйв, позитив – великая вещь, увеличивающая значимость результатов конкурса в несколько раз. Очень славно, когда ведущие при вручении приза снова говорят хорошие слова участникам вообще и победителям в частности. Даже если это наглая ложь, и ведущие сами понятия не имеют о конкурсных работах  – приятно же по любому.

Не надо пытаться в одиночку сделать всё сразу – назвать победителей, вручить дипломы-призы и пожать руку/поцеловать. Не зря на грамотных мероприятиях города и области есть четкое разделение – один читает имена победителей, другой вручает призы – или хотя бы приносит-подает. Четко, спокойно, без суеты и заминок.  Можно поставить отельного человека на пожать руку/поцеловать. Или даже двух – один руку жмет, второй целует… Или один целует девушек, вторая - молодых людей… В общем – на вашу фантазию, но – разделение обязанностей.

Не надо называть конкурсантов по никам/именам, отличающимся от заявленных. Режет слух, вызывает недоумение… и порой явно неприятно участникам. Скажем, в заявке у вас ник Алукард, занявший первое место в конкурсе дефиле с брутальным персонажем… к примеру Алукардом же. А вы вызываете на сцену человека в мужском костюме, и нежно и снисходительно говорите «Поздравляю, Лизонька, ты такая умничка!». Когда я при подобном присутствовал, то подумал, что я бы на месте Лизоньки-Алукарда пнул ведущую по коленке. Больно и берцем.

Ну и последнее, касающееся технических возможностей. Если они есть –желательно их использовать. Скажем, показать на экране клип-победитель или фотокосплей-победитель. Или фанарт. Тогда по залу не будут звучать недоуменные вопросы «А это было что? А это кто и где?»

 

Итак… выбрали победителей, наградили. Всё? А вот и нет. Остался последний этап -

7. Послеконкурсная работа

После конкурса обязательно надо провести его анализ. По простейшим вопросам – чего мы хотели, чего добились, где были недочеты и почему, и – как будем делать в следующий раз. Об анализе мероприятий я не устану напоминать каждый раз, потому что именно в его отсутствии кроется причина одних и тех же ошибок. В конце концов, если вы не знаете тонкостей организации, то только анализ поможет вам найти верный путь, причем, естественно, через пробы и ошибки. Если при вопросе «где были недочеты» вы впадаете в ступор и думаете «да вроде все ок было» - а это нормально, и так может быть – то подойдите к делу с другого конца. Задайтесь вопросом, что вы сделаете в следующий раз, чтобы всё было еще круче. У нас уже, к примеру, до спортивного азарта порой доходит во время разбора полетов – «найди наш косяк». И кстати, находим. И каждый раз радуемся – значит есть куда расти.

Еще немного об ошибках – они были, есть и будут. По невнимательности, из-за отсутствия опыта в каких-то моментах, из-за ненадежности человеческого фактора… И задача организаторов – свести к минимуму их влияние на ход мероприятия – в данном случае конкурса.

И второй момент послеконкурсной работы – благодарности. Если вы приглашали кого-то в жюри – поблагодарите их, желательно публично. Пришли к вам на конкурс спонсоры – не забудьте сказать им спасибо на самом мероприятии, можно не один раз. Простой жизненный закон – чем больше удовольствия получили люди от общения с вами, тем более охотно они придут по вашему зову в следующий раз.

На этой позитивной ноте рассказ про организацию конкурсов завершен.

 

А теперь – участие в конкурсах.

О чем желательно помнить, решая на других посмотреть и себя показать?

Первое и самое главное – ЧИТАЙТЕ БУКВЫ! Организаторы конкурса наверняка уже прописали в объявлении кто, как и в какие сроки может принять участие в конкурсе. А может еще и критерии указали. И чаще всего, в объявлении ЕСТЬ адрес, по которому нужно отправлять заявки, и даже форма заявки, как правило присутствует. Не то чтобы организаторам трудно в десятый раз ответить, «скопипастив» текст из основного объявления, но подумайте, как вы выглядите в их глазах и в глазах более грамотных участников?

Если же вы не нашли нужной вам информации в объявлении, прежде чем писать вопрос у всех на виду, обратите внимание, нет ли в объявлении строчки «по всем вопросам обращаться *адрес*» Как правило, это адрес того, кто отвечает за конкурс и владеет всей информацией. Если есть специальная тема, в комментариях к которой можно задавать вопросы – вот тут на здоровье, но! Вопросы нужно задавать корректно и вежливо, не с позиции «что за неучи орги, не написали такой нужной вещи!» а с позиции «возможно, я что-то недопонял и недоувидел, прошу прощения, но…» Помните, что в подавляющем большинстве случаев организаторы ничего с конкурса не имеют кроме морального удовлетворения, и значит как минимум не обязаны выслушивать упреки и наезды. И еще – что они тоже люди и их образ мышления может кардинально отличаться от вашего, отсюда и возможные недопонимания. Поэтому решать их надо спокойно и вежливо, к обоюдному удовольствию.

Далее – внимательно ознакомьтесь с правилами участия и критериями оценки конкурса. Первое – чтобы не попадать в глупое положение, заставляя организаторов несколько раз указывать вам на неточности в подаваемом материале; второе – чтобы иметь представление, что вообще оценивается на этом конкурсе. На самом деле странно, когда человек в аргументе на конкурсе фотокосплея, критериями к которому стоят «композиция» и «попадание в образ», говорит, что у него, мол, платье стоит 10 тысяч, поэтому он должен быть лучшим. Простите, но цена костюма в критериях не присутствует. Как и линзы или натуральный парик – особенно если это прямой парик при волнистых волосах персонажа, что напрочь перечеркивает весь образ. Совет из этой же серии – прежде чем спрашивать, почему та или иная работа заняла определенное место, попытайтесь оценить её, исходя их перечисленных в положении о конкурсе критериев. Ну или хотя бы найти в работе то, что относится к этим критериям. Если уж совсем никак – кто вам мешает до того, как подавать работу, в личку попросить организаторов расшифровать вам, что имеется в виду под тем или иным критерием? В любом случае получите представление о системе оценки судейской коллегии… и о серьезности конкурса, если оно вам надо.

 Чего НЕ надо делать при участии в конкурсах?

Ссориться с организаторами. Доказывать им, что они тупые, а вам виднее, как надо судить ИХ конкурс. Как минимум, можете быть забанены организаторами на этом конкурсе, как максимум – забанены вообще на всех мероприятиях организаторов. Ну и кому от этого лучше? Вам? Сомневаюсь. Организаторам? Чаще всего им параллельно. Поэтому – вежливость и еще раз вежливость.

Не надо троллить других участников, пытаясь повысить свою самооценку за чужой счет. Чаще всего негатив вызывают не те, против кого троллят, а те, кто троллит – так что себе же и подгадите. Сюда же – не стоит грубо отвечать на резкие замечания других участников или мимопробегающих людей. Вам кажется, что вас обидели? Скажите «Спасибо за ваше мнение» и закройте тему. Думаю, все замечали, что после такого ответа все претензии затухают сами собой – ну серьезно, как можно троллить в ответ на полный пофигизм? Никакого смысла. Если же вы затеяли дискуссию – покажите себя вежливым и толерантным. Помните – сильный не обращает внимания на попытки вывести его из равновесия, уверенный в себе не слышит тявканья в свой адрес, и еще – сильная собака не лает. Лают мелкие и слабые шавки, вот и не стоит уподобляться им – выглядит жалко и смешно.

Не надо жульничать, к примеру пытаясь поставить «лайки» с разных компьютеров за себя любимого, или от якобы разных анонимов. Понимаю, что не все это замечают, но стиль одного человека не сильно отличается в различных посланиях, и чаще всего это заметно… и выглядит смешно и некрасиво. Помнится, на одном из наших конкурсов (где, кстати, не имеет значение зрительское голосование) группа участников решила, что победитель выбирается по комментариям (ну прочитать же всё положение и осмыслить – это ж не для простых школьников! Многабукафф…). В результате около двух-трех человек написали почти 20 комментариев одного содержания от якобы разных анонимов. Результат – тихое хихиканье организаторов над их стараниями, и громкое ржание остальных участников. И – предвзятое отношение к нечестным игрокам. Ибо все мы люди, и никому не хочется сознавать, что он своим конкурсом дает дорогу банальным жуликам. Кстати, команды «хомячков», преданно кидающихся грызть любого, посмевшего что-то сказать против их главного, тоже выглядят глупо. И кагбэ намекают, что кроме «хомячков» у этого человека нет ничего стоящего. Не портите свой имидж детскими ссорами.

Не надо поливать грязью победителей. Во-первых, в следующий раз на его месте можете быть вы – вам будет приятно знать, что кто-то точно так же поливает грязью вас? Во-вторых, конкурс – это всё-таки в идеале состязание друзей или, во всяком случае, единомышленников. Грустно участвовать в конкурсе среди злобных мелочных эгоистов. Кроме того, на победителя надо смотреть. Присматриваться, пытаться понять, в чем и почему он лучший… Для чего? Думаю, ответ ясен – чтобы в следующий раз попытаться учесть свои ошибки на тернистом пути к победе… И вместо него стоять на пьедестале.

В конце концов, для чего вы участвуете в конкурсе? Для того, чтобы показать себя, в первую очередь. Чтобы поднять свой уровень, подмечая то, что делает победителей победителями. Ну и, не в последнюю очередь – чтобы не сидеть и не скучать на лавочках, когда остальные веселятся. Так что… получайте удовольствие и всё равно пытайтесь победить!

В общем, спортивное правило работает в любых конкурсах – умейте честно выигрывать и красиво проигрывать.

Альвар, методист  по профессии
Просмотров: 553 | Добавил: Инари | Теги: конференция | Рейтинг: 5.0/1